Сборка и разборка двигателя Zetec-E
Разборка двигателя |
Разборку двигателя проводите в следующей последовательности: |
- установите двигатель на сборочный стенд или монтажный стол; |
- снимите катализатор; |
- снимите контактный разъем датчика давления масла; |
- снимите генератор; |
- снимите впускной коллектор; |
|
- со стороны впускного коллектора снимите держатель генератора 1 ( рисунок 119 ), масляный фильтр 2, датчик давления масла 3; |
|
- со стороны выпускного коллектора снимите держатель насоса гидроусилителя рулевого управления 1 ( рисунок 120 ), держатель компрессора кондиционера 2; |
- снимите шланг системы вентиляции картера; |
- отверните: болты 1 ( рисунок 121 ) крепления верхней крышки ремня ГРМ, болты 2 крепления шкива насоса охлаждающей жидкости, болт 3 крепления шкива коленчатого вала, болты 4 крепления нижней крышки ремня ГРМ, болты 6 крепления средней крышки ремня ГРМ и снимите поддерживающий ролик 5; |
- снимите провода высокого напряжения и свечи зажигания; |
- снимите крышку головки блока цилиндров; |
|
- ослабьте момент затяжки болта натяжителя 1 ( рисунок 122 ), вращайте его по часовой стрелке и снимите его; |
- снимите зубчатый ремень 2; |
- снимите верхний направляющий ролик 3; |
- снимите нижний направляющий ролик 4; |
- отверните болты 6 крепления насоса охлаждающей жидкости и снимите его; |
- снимите шкив 5 с регулировочной шайбой с коленчатого вала; |
- снимите шкивы распределительных валов; |
- снимите клапанный механизм и его детали разложите по порядку, чтобы при сборке не перепутать местами; |
- отверните болты крепления головки блока цилиндров. Болты могут быть использованы только два раза. Эту работу выполняйте на охлажденном двигателе; |
- снимите головку блока цилиндров; |
- снимите нажимной и ведомый диски сцепления; |
- снимите маховик коленчатого вала; |
- осторожно снимите масляный картер, не повредив деталей; |
|
- отверните болты 1 ( рисунок 123 ) крепления маслоприемника и болты 2 усилителя жесткости картера; |
|
- снимите масляный насос ( рисунок 124 ); |
- снимите задний сальник коленчатого вала и датчик угла поворота коленчатого вала (СКР) с держателем; |
- отверните болты крепления коренных и шатунных подшипников и отложите их в определенном порядке, чтобы при последующей сборке не перепутать местами. Выньте коленчатый вал из опорных подшипников; |
- выдавите поршни вместе с шатунами наверх из двигателя. |
Сборка двигателя |
Для выполнения сборочных работ по двигателю мастерские Ford используют следующий специальный инструмент: фланцевый фиксатор 205-072 (915-030 А), съемник сальников 303-039 (21-009В) и 303-291 (21-141), шаблон для установки распределительных валов 303-376 (21-162В), приспособление для блокировки маховика 303-254 (21-135), приспособление для центровки ведомого диска сцепления 308-204 (16-067), шаблон для установки коленчатого вала 303-620 (21-163), болты головки блока 303-392 (21-167). |
Перед сборкой очистите все уплотняемые поверхности, резьбовые отверстия, каналы систем смазки и охлаждения сжатым воздухом и проверьте на наличие дефектов. Удалите масляный шлам с верхних плоскостей цилиндров. Смажьте все болты и шайбы моторным маслом. |
Завод Ford поставляет коренные подшипники четырех групп, в зависимости от толщины: А (2,145— 2,152 мм); В (2,142—2,147 мм); С (2,135—2,142 мм); D (2,130— 2,135 мм). Всегда используйте подшипники с соответствующим обозначением. По нормам Ford, допустимый радиальный зазор в подшипниках должен быть в пределах 0,020—0,040 мм. |
Сборку двигателя проводите в следующей последовательности: |
- положите вкладыши коренных подшипников на посадочные места блока цилиндров и подготовьте соответствующие крышки подшипников. Смочите вкладыши новым моторным маслом и установите в них коленчатый вал; |
- поставьте крышки коренных подшипников и заверните болты от руки. Прокрутите коленчатый вал так, чтобы шатунные шейки 1-го и 4-го цилиндров оказались в НМТ. Смажьте шатунные шейки свежим моторным маслом; |
- установите поршни вместе с шатунами, при этом сориентируйте шатунно-поршневую группу таким образом, чтобы стрелка на днище поршня указывала в сторону ремня ГРМ; |
- перед установкой поршня вместе с шатуном сверху блока цилиндров смажьте места установки поршневых колец, стенки поршня, зеркало цилиндра и предварительно вставленный в шатун сухой шатунный подшипник моторным маслом. Замки поршневых колец сориентируйте так, чтобы они были развернуты относительно друг друга на 120°; |
- сожмите смазанные маслом поршневые кольца с помощью ленточной стяжки; |
- втягивайте установленные в стяжке поршни вместе с шатуном в цилиндры, пока стяжка не упрется в блок цилиндров. Далее наносите по поршню легкие удары деревянной рукояткой молотка, одновременно другой рукой направляете шатун на посадочное место подшипника. Далее ставите крышку подшипника и рукой затягиваете крепежные болты шатуна. Не перепутайте местами крышки; |
- проверните коленчатый вал на 180° так, чтобы поршни 2-го и 3-го цилиндров оказались в НМТ, после чего повторите аналогичную сборку для этих цилиндров; |
- если коленчатый вал свободно вращается, можете окончательно затянуть болты крепления крышек коренных подшипников, начинайте от среднего коренного подшипника. Момент затяжки коренных подшипников составляет 83 Н·м. Проверьте снова свободное вращение вала; |
- заверните болты крепления шатунных подшипников, делайте это, когда поршень находится в НМТ. Заворачивайте болты в два этапа: сначала заверните болты моментом 15 Н·м, затем доверните каждый болт на 90°. Снова проверьте свободное вращение коленчатого вала; |
- установите заднюю крышку двигателя и датчик СКР. Болты предварительно затяните от руки; |
- расположите крышку так, чтобы уплотняемая поверхность была ниже кромки блока цилиндров на 0,3—0,8 мм, и затяните болты; |
- установите новый сальник коленчатого вала; |
- установите масляный насос с новой прокладкой. Сопрягаемая с масляным картером поверхность должна равномерно выступать за поверхность блока цилиндров на 0,3—0,8 мм; |
- подготовьте усилитель жесткости картера с новой прокладкой к установке, несильно завернув болты. Нанесите герметик на стык масляного насоса и блока цилиндров (применяйте герметик, рекомендованный инструкцией Ford). Через 10 минут болты крепления усилителя жесткости можно затянуть окончательно. Правильно сориентируйте усилитель жесткости картера относительно блока цилиндров, для этого используйте плоские щупы и линейку так, чтобы поверхности блока и усилителя были на одном уровне. Допустимы следующие отклонения: c механической коробкой передач МТХ 75 выступание в пределах 0,10 мм, зазор до 0,25 мм, с автоматической коробкой допускается зазор 0—0,25 мм; |
- если действительные величины не соответствуют этим значениям, отрегулируйте с помощью шайб; |
- подготовьте к установке маслоприемник системы смазки и установите; |
- установите масляный картер. Вверните предварительно 10 установочных шпилек М6х20 в глухие отверстия. Не допускайте попадания герметика в отверстия; |
- на фланец масляного картера нанесите герметик слоем толщиной примерно 3 мм (используйте герметик Ford); |
- поставьте масляный картер и в два приема затяните болт крепления, сначала моментом 1—6 Н·м, а затем моментом 2—10 Н·м. Затягивайте крест-накрест, начиная от середины, в обе стороны; |
- установите маховик и закрепите его новыми болтами. Предварительно удалите остатки герметика из глухих отверстий в коленчатом валу; |
- установите сцепление, для этого ведомый и нажимной диски установите на маховик и отцентрируйте ведомый диск относительно оси коленчатого вала с помощью специальной оправки и затяните болты крепления кожуха нажимного диска крест-накрест моментом 29 Н·м. Перед установкой нанесите небольшое количество густой смазки на шлицы ведомого диска; |
|
- установите прокладку головки блока. Важно знать, что на передней стороне блока в районе 1-го цилиндра нанесена цифра, в соответствии с которой вы должны купить новую прокладку. До установки прокладки 3 ( рисунок 125 ) проверьте поверхность блока на отсутствие заусенцев. Установите прокладку по направляющим втулкам 1, она должна лежать без напряжения и плотно прилегать по всей поверхности блока цилиндров. |
- заверните болты крепления головки блока. Вверните сначала болты в резьбовые отверстия от руки (болты можно не смазывать). После этого заверните болты в последовательности, указанной выше. Затяжку болтов проводите в три этапа: с моментом 20 Н·м, далее с моментом 40 Н·м и затем доверните болты на 90°. |
- установите толкатели клапанов и регулировочные шайбы, как они были установлены до разборки; |
- установите коленчатый вал за 60° до положения поршня 1-го цилиндра в ВМТ; |
- расположите оба распределительных вала так, чтобы ни один из кулачков не находился в положении полного подъема; |
|
- прежде чем поставить крышки подшипников распределительных валов, обильно смажьте подшипники и кулачки свежим моторным маслом. Нанесите силиконосодержащий герметик на сопрягаемые поверхности крышек и головки цилиндров первых подшипников валов. Маркировка крышек должна находиться на наружной стороне ( рисунок 126 ); |
- поставьте крышки подшипников и заверните болты крепления, затяжку проводите от середины наружу в последовательности, указанной ранее. Затягивайте в три этапа: равномерно по пол-оборота пока крышка не ляжет на головку цилиндров, затем моментом 10 Н·м и моментом 19 Н·м; |
- смажьте моторным маслом рабочие кромки сальников и шейки распределительных валов, после чего запрессуйте сальники; |
|
- установите коленчатый вал в положение, соответствующее нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ при такте сжатия ( рисунок 127 ); |
- установите оба распределительных вала так, чтобы в пазы на торцах можно было установить специальное приспособление; |
- установите оба зубчатых шкива на распределительные валы и от руки заверните болты крепления так, чтобы шкивы могли вращаться на валах; |
- установите насос охлаждающей жидкости с новой прокладкой; |
|
- установите новый зубчатый ремень, перед этим установите шкив 5 ( рисунок 128 ) с регулировочной шайбой на коленчатый вал, нижний 4 и верхний 2 направляющие ролики. Установку ремня начинайте со шкива 5 и кладите его против часовой стрелки, держа его при этом натянутым. Установите натяжитель ремня 6 и заверните болт крепления на 5 оборотов; |
- натяните зубчатый ремень, для этого натяжитель вращайте против часовой стрелки, пока стрелка и отметка не совпадут, после чего затяните винт. Неправильное натяжение ремня нарушает фазы газораспределения; |
- проверьте еще раз для безопасности положение коленчатого вала, оно должно соответствовать нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ при такте сжатия; |
- затяните окончательно болты крепления шкивов распределительных валов специальным инструментом; |
- проверните коленчатый вал за маховик на два оборота по часовой стрелке и проверьте фазы газораспределения. При необходимости откорректируйте свою работу; |
- проверьте и отрегулируйте тепловые зазоры клапанов. Работа проводится, как и для двигателя Zetec-SE; |
|
- заверните болты 5 ( рисунок 129 ) крепления нижней крышки ремня ГРМ, затяните болт 4 крепления шкива (демпфера) коленчатого вала, заверните болты 1 верхней и средней 2 крышек, установите направляющий ролик 6 и заверните болты 3 крепления насоса охлаждающей жидкости); |
- установите систему вентиляции картера двигателя с новым уплотнением; |
|
- закрепите узлы двигателя со стороны выпускного коллектора: держатель 1 ( рисунок 130 ) компрессора кондиционера, держатель 2 гидроусилителя рулевого управления, держатель 3 защиты двигателя; |
|
- установите детали и узлы со стороны впускного коллектора ( рисунок 131 ); |
- установите впускной коллектор, завернув 7 болтов и 2 гайки; |
- осторожно установите каталитический нейтрализатор, применяйте только новую прокладку. Установите теплоотражательный экран. Заверните болты и гайки; |
- установите генератор; |
- установите датчик давления масла. |
Снятие и установка головки блока цилиндров на автомобиле |
Мастерские Ford при выполнении этих работ используют следующий специальный инструмент: |
- универсальный фланцевый держатель 205-072 (915030); |
- съемник сальников 303-039 (21009А); |
- подъемное устройство для двигателя 303-122 (21068); |
- торцовый ключ для болтов головки блока 303-392 (21167); |
- свечной ключ 303-622 (21226); |
- приспособление 303-397 (24003). |
При ознакомлении с данным разделом пользуйтесь иллюстрациями, приведенными ранее. |
Снятие головки блока проводите на холодном двигателе. Работу выполняйте в следующей последовательности: |
- снимите провода с клемм аккумуляторной батареи; |
- слейте охлаждающую жидкость из расширительного бачка системы охлаждения; |
- снимите провода высокого напряжения со свечей зажигания; |
- снимите крышку головки блока цилиндров; |
- снимите ремень привода вспомогательных агрегатов, как описано ранее; |
- снимите шланг с вакуумного усилителя тормозов и шланг вентиляции картера с впускного коллектора; |
- отсоедините контактный разъем от датчика давления; |
- снимите корпус воздушного фильтра; |
- отсоедините привод педали акселератора; |
- отсоедините контактный разъем от датчика температуры головки блока (СНТ); |
- снимите топливопровод. В топливопроводе имеется остаточное давление, поэтому приготовьте емкость для вытекшего топлива; |
- снимите провод соединения с «массой»; |
- снимите теплоотражательный экран; |
- снимите термостат; |
- снимите каталитический нейтрализатор с выпускного коллектора; |
- снимите трубопровод гидроусилителя рулевого управления и трубку указателя уровня масла; |
- снимите кронштейн насоса гидроусилителя рулевого управления; |
- снимите генератор и отверните верхние болты держателя; |
- снимите клапанный механизм и его детали разложите по порядку, чтобы не перепутать их при последующей сборке; |
- отверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности, указанной выше. Болты могут быть использованы только два раза; |
- снимите головку блока. |
Установку головки блока цилиндров на автомобиле проводите в следующей последовательности: |
- очистите сопрягаемые поверхности и продуйте сжатым воздухом головку, цилиндры и впускной коллектор. Протрите зеркала цилиндров чистым моторным маслом. Шлифовать головку блока нельзя. Применяйте новую прокладку головки блока; |
- установите головку блока на блок цилиндров, сцентрировав ее по двум направляющим втулкам, не повредите при этом новую прокладку; |
- заверните болты головки блока в порядке, указанном выше. Болты затягивайте в три этапа как описано ранее; |
- дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной разборке; |
- проверьте уровень масла и замените фильтр; |
- пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Проверьте герметичность соединений и надежность резьбовых креплений; |
- совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км. За это время электронные системы управления двигателем и автомобилем должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя, например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам перепрограммируют блок управления заново; |
- после пробной поездки снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных соединений и герметичность шланговых. |
Распределительные валы и сальники |
Мастерские Ford при выполнении работ по снятию и установке распределительных валов и сальников используют приспособление для снятия сальников 303-039 (21009В). |
Снятие распределительных валов и сальников проводите в следующей последовательности: |
- снимите зубчатый ремень, как описывалось ранее; |
- снимите шкивы распределительных валов, как описывалось ранее; |
- снимите крышки подшипников распределительных валов, как описывалось ранее; |
- снимите сальники. |
Установку распределительных валов и сальников проводите в следующей последовательности: |
- на сопрягаемые поверхности передних крышек подшипников и головки блока нанесите герметик; |
- установите распределительные валы, как описывалось ранее; |
- смажьте рабочие кромки сальников и шейки распределительных валов свежим моторным маслом и установите их; |
- установите шкивы распределительных валов, как описывалось ранее; |
- проверьте фазы газораспределения и при необходимости их откорректируйте. |
Маслосъемные колпачки |
Рабочие операции по снятию и установке маслосъемных колпачков идентичны работам, которые были описаны для двигателя Zetec-SE (см. разд. «Маслосъемные колпачки»). |
Ремень ГРМ |
Рабочие операции по снятию и установке ремня ГРМ идентичны работам, которые были описаны для двигателя Zetec-SE (см. разд. «Ремень ГРМ»). |