Система смазки двигателя и её технические данные
Без достаточной смазки двигатель бы «заклинил» уже после нескольких минут работы. Тончайшая масляная пленка защищает от разрушающего трения все динамические связи и механизмы двигателя, например, поршни и поршневые пальцы, рабочие поверхности цилиндров, шатуны и коренные подшипники коленчатого вала, детали газораспределительного механизма. На рисунок 166 представлены элементы системы смазки двигателя Zetec-SE. |
Для обеспечения масляной пленки в трущихся местах масло при работающем двигателе циркулирует по трубопроводам и каналам. Масляный насос забирает масло из масляного картера и далее распределяет по каналам смазочной системы к местам смазки. Для очистки моторное масло проходит через масляный фильтр, который на автомобиле Focus ставится сразу после масляного насоса на главной масляной магистрали. Масляный фильтр очищает масло от продуктов износа и других инородных включений. Он очищает масло до тех пор, пока его микроскопические бумажные поры не окажутся полностью засорены продуктами износа. |
Масляный фильтр относится к числу расходных материалов и должен периодически меняться при каждой смене масла. Если масляный фильтр засорен, то моторное масло через редукционный клапан продолжает циркулировать в двигателе, но уже минуя фильтр. Но нефильтрованное масло ускоряет процесс износа — прежде всего поршней и зеркал цилиндров, трущихся частей распределительных валов и коленчатого вала. Под давлением моторное масло подается через отверстия и каналы к наиболее важным местам смазки — коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к опорным шейкам распределительного вала. |
Другие места смазки, например поршни и клапанный привод, смазываются разбрызгиванием. |
Другой важной функцией масла является отвод тепла от смазываемых поверхностей. На обратном пути масло поступает в масляный картер через обратные каналы, где оно охлаждается. |
Масло подается к местам смазки под давлением. Однако слишком высокое давление, например при холодном или густом масле, может стать причиной повреждения двигателя при длительном воздействии. Этому противодействует редукционный клапан (на обводном пути), расположенный на фланце корпуса масляного фильтра. Он открывается при давлении 400 кПа и возвращает масло во всасывающую полость масляного насоса. При исправном масляном насосе моторное масло подается к местам смазки при давлении 1500—2500 кПа, температуре 80—100° С (данные для универсального масла SAE 10W-30). На холостых оборотах давление составляет 60—100 кПа. |
Технические данные (бензиновые двигатели) |
|
|
|
|
|
|
|
Технические данные (дизельные двигатели Endura) |
|
|