ford focus
до 2004 г.в.   |   с 2004 г.в.
используйте оба раздела для получения
наиболее полной информации
Если загорелся Check engine
Ford Focus 3 - Мини-тест
Слабые места Ford Focus 3
Как менялся Ford Focus
Тест-драйв Ford Focus 3
Тест Ford Focus 3, Astra и VW Golf
Советы по обкатке нового авто
Статья об АКП
Советы по буксировке
Определение неисправности по нехарактерным шумам
Шины и мнения
Надёжная фиксация резьбовых соединений
Как хранить резиновые детали
Что такое двигатель с наддувом
Что такое трансмиссия с вариатором
Ремонт несъёмной направляющей втулки клапана
Подвески американских машин
Музей Генри Форда
История появления Ford в СССР
История масляного фильтра
Завод масляных фильтров в США
Об автомобильных красках Dopont
Focus II: для тех кто не понял
Американский и европейский Focus
О выходе Focus II
Советы покупающим б\у Focus 2
Об открытии завода во Всеволожске

О некоторых других моделях Ford
Пикапы Ford
Ford Crown Victoria
Mustang Cobra от Форда

Русско-английский автомобильный словарь

Соединенные фильтрующие штаты


В гости не принято ходить с пустыми руками. Собирая чемодан для перелета через Атлантику, я положил туда 24-й номер Авторевю за 1995 год. Ведь наверняка американцам из фирмы Purolator будет приятно увидеть статью об истории их фильтров, пусть даже на русском языке, и убедиться в том, что их продукцию знают в России. А вот о том, что значит имя Purolator для автомобильной Америки, я и собирался узнать.

История фильтров Purolator, да и американских масляных фильтров вообще, началась в 1919 году. Именно тогда изобретатель Эрнст Свитленд начал эксперименты с фильтрацией масла в картере автомобильного двигателя. Опыты успешно завершились выдачей патента на масляный фильтр, и в 1923 году впервые в Соединенных Штатах был начат выпуск фильтров, получивших название PurOlator. Эти устройства совершили революцию в автопромышленности, поскольку до них масло в американских двигателях, да и в большинстве европейских моторов, не очищалось никак и через 700— 800 км пробега просто заменялось на новое! Впрочем, все это подробно описано в той самой статье. Что же стало с фильтрами Purolator за три четверти века?

Имени, за которым стоял приоритет Свитленда, была суждена долгая жизнь: с середины 20-х по 50-е годы фильтры Purolator отлично продавались в Штатах, а во время войны вместе с Виллисами попали и в Советский Союз. Потом, видимо, из-за слабого менеджмента, для марки наступили не самые лучшие времена — к середине 80-х годов Purolator был маленькой (но гордой!) фирмой с небольшим оборотом. Тем временем от одной из крупнейших компаний в области фильтрации, американской фирмы Fram, в 1975 году отделилась «фильтровальная» фирма Facet. Дела у нее шли не ахти, и вот в 1987 году, видимо, для «поднятия духа» большой, но безликий Facet приобрел маленький, но гордый Purolator и, словно нувориш, купивший графский титул, взял себе громкое название. Сейчас Purolator принадлежит крупной финансовой группе Mark IV Automotive, выпускает 190 миллионов фильтров в год, имеет два завода в Соединенных Штатах (тот, что побольше — в Северной Каролине и поменьше — в СолтЛейк-Сити) и крепко стоит на ногах.

         

Так выглядит фильтровальный картон на экране электронного микроскопа. Вверху — картон малой плотности, внизу —высокой, для фильтров тонкой очистки. В середине — картон средней плотности, обычно используемый в масляных фильтрах

ЧТО ВНУТРИ ЦИЛИНДРА

«Вы из России? Тогда вам должно быть знакомо вот это», — главный конструктор фильтров Purolator положил передо мной... разборный масляный фильтр со сменным хлопчатобумажным элементом 2105-1012005-РК-52 производства харьковского завода «Серп и Молот»! Я не знал, как реагировать. Сочувственно улыбнуться? Вроде бы непатриотично, хоть эта чудовищная железяка и сделана теперь уже в заграничной Украине. Объяснять, что фильтр этот был нетипичным, эдаким техническим курьезом в советские времена, когда не хватало обычных фильтров?

Ситуацию разрешил сам инженер, причем довольно неожиданно. «Вот так — у вас разборный фильтр был уже десять лет назад, а мы только думаем о них». Оказывается, западные конструкторы сейчас планируют поголовный переход на так называемые «зеленые» фильтры, в которых сменной будет только бумажная вставка, что дает немалую экономию металла.

Ну, а пока масляный фильтр Purolator почти не отличается от своих собратьев. Отштампованный из жести цилиндр внутри содержит гофрированный (для увеличения площади) фильтровальный картон и два клапана — перепускной и противодренажный, которые, как правило, имеют вид кольцевой резиновой манжеты. Первый нужен для того, чтобы при холодном пуске, когда масло застыло и не может пройти сквозь картон, или при засоренном фильтре перепускать масло в обход картонного элемента сразу в магистраль. Пусть оно и неочищено, зато двигатель не останется без смазки.

А второй клапан, противодренажный, нужен для того, чтобы после остановки двигателя масло не стекало из фильтра в картер. Так что если после запуска двигателя он первые секунды работает с заметным стуком распредвала и горящей лампочкой аварийного падения давления масла, то знайте — это из-за потерявшей гибкость манжеты перепускного клапана.

Самая главная часть фильтра — это, конечно же, картонный фильтрующий элемент. Картон не простой, а специальный, сделанный из смеси целлюлозных, синтетических и стекловолокон. Если посмотреть на фильтровальный картон в микроскоп, то глазу предстанет странная картина. Переплетение лиан или густые заросли кустарника... Это и есть те самые волокна, которые создают сетку на пути жидкости или газа, задерживающую частицы грязи. Зазоры между волокнами должны соответствовать размерам предполагаемого фильтрата, и используя волокна разной толщины, длины и комбинируя разные типы волокон, можно получать картон с запрограммированными фильтрующими свойствами.

Разработка фильтра — это всегда компромисс. Увы, нельзя заставить картон задерживать 100% грязи, да еще и самых мельчайших размеров. Чем мельче поры в картоне, тем меньше будет его пропускная способность и больше падение давления в системе. К тому же если фильтр будет обладать максимальной эффективностью, то срок его службы окажется небольшим — картон быстро забьется.

Эффективность современных масляных фильтров составляет 80—90%. Причем те фильтры, которыми автомобили снабжаются на конвейере, как правило, имеют самую низкую эффективность, не выше 80%. А вот фильтры для вторичного рынка могут иметь и 96-процентную эффективность, как, например, новый фильтр Purolator, который только-только начал продаваться в Америке и называется PureOne. А эффективность обычного фильтра Purolator — 87%. Кстати, особенность большинства фильтров Purolator — верхнее расположение перепускного клапана. Он конструктивно объединен с противодренажным клапаном в одном блоке у основания фильтра, и при его срабатывании масло уходит в магистраль по короткому пути, не протекая через корпус и не смывая по дороге скопившуюся внутри грязь. А так как фильтры «жигулевского» размера, которые поставляются к нам в Россию, имеют именно такую конструкцию, то для наших условий с обилием холодных пусков эта особенность полезная.

А что насчет новых конструкций, передовых идей, нестандартных решений? Purolator руководствуется русской поговоркой «от добра добра не ищут». Проверенная десятилетиями конструкция, материалы высокого качества, хорошая сборка — что, мол, еще надо для фильтра? Меняйте его и масло вовремя — и двигатель всегда будет в порядке. Я спросил инженера, каковы его рекомендации по периодичности замены фильтров. Ответ меня озадачил: «Через 3000 миль, что есть 5000 километров». И это в Америке, с ее современным автопарком и качественными маслами и фильтрами?! «А чему тут удивляться, — невозмутимо продолжал он, — а знаете ли вы, что при езде по «докторскому» циклу, когда двигатель не успевает прогреться при коротких поездках, пакет присадок из масла вырабатывается уже через 700 километров?» Ну и ну! В бережливой Европе периодичность замены масла давно довели до 20000 километров, и все автопроизводители стараются еще «растянуть» этот срок, а вот консервативным американцам все нипочем!

Кстати, к новым веяниям в технологии фильтрации — «вечным» промываемым фильтрам из пропитанной хлопчатобумажной ткани — здесь относятся крайне скептически. «Да, они позволяют уменьшить сопротивление потоку, что особенно важно для воздушных фильтров. Но их способность задерживать мелкие частицы не выдерживает критики...»

ГУДИТ, КАК УЛЕЙ, РОДНОЙ ЗАВОД...

Фабрика, где делают фильтры Purolator «жигулевского» типоразмера, находится в Солт-Лейк-Сити. Столица религиозной секты мормонов, ранее известной тем, что она разрешала многоженство, окружена чашей невысоких гор. Половину долины занимает Великое Соленое озеро, с самолета похожее на Сиваш, а половина расчерчена на квадраты широкими шоссе и городскими улицами. Даже когда автострада идет в горы, к знаменитому горнолыжному курорту, кажется, что поворотов на ней почти нет — так, пологие искривления. Теперь понятно, почему американцы непочтительно относятся к реактивному действию на руле, наплевать им и на крены в поворотах...

А вот и завод Purolator — в промышленной зоне, по соседству с мыльной фабрикой.

Да, без берушей здесь работать трудно... Мы сразу попали в прессовый цех! Рулоны тонкой стали здесь превращаются в корпуса фильтров, основания клапанов и другие металлические детальки. Шум у самого большого пресса достигает 132 дБА! В цехе металлообработки намного тише — сюда лишь доносятся мерные удары прессов. Здесь обтачивают и сваривают детали, нарезают резьбу в основании фильтра. На одном из сверлильных станков с ЧПУ — надпись Daewoo. И как работает корейское оборудование? «Корейское? Я думал, что оно из Японии», — искренне удивился главный инженер.

В другом цехе идет обработка фильтровального картона — его в рулонах закупают у специализированной фирмы Ahlstrom. Бумажная лента пропитывается специальным составом, придающим картону твердость, сушится, сминается гармошкой и нарезается кусками. Далее гармошки попадают... в руки женщин, которые вручную сворачивают гармошки колечками, вставляют внутрь перфорированные трубки, надевают сверху и снизу картонные шайбы, мажут клеем, сушат в печке и вставляют в корпуса. На конвейере здесь работают только эмигранты — из Лаоса, Малайзии, Камбоджи, Мексики. Есть двое поляков. Получают они, кстати, неплохо — 7—12 долларов в час. Собранные фильтры опрессовывают в контрольном автомате и запускают на окрасочную линию, где на них электростатическим напылением наносится порошковая краска. Затем краска спекается в инфракрасной печке, на корпуса наносятся черные надписи. Фильтры комплектуются резиновыми прокладками, проходят телевизионный контроль и внешний осмотр контролера, и — готово: зеленые фильтры Quaker State идут на упаковку. Постойте, как же так, ведь здесь должны производить фильтры Purolator, а они белого цвета! Оказывается, что Purolator производит фильтры для станций замены масла Q-Lube известной нефтяной фирмы Quaker State, и для других фирм, желающих заказать «свои» фильтры.

Чтобы переключаться с цвета на цвет, в покрасочной линии предусмотрено три «разноцветные» камеры. А вообще завод выпускает 38 разных моделей фильтров двух диаметров, и перестроиться с одной модели на другую можно за полчаса.

Длинной вереницей фильтры идут с красочной линии к упаковочному участку

Ручной труд на фабрике распространен, и работают на конвейере только эмигранты из стран «третьего мира»

Завод работает круглосуточно, в три смены, пять дней в неделю, и выпускается здесь ежесуточно 125000 масляных фильтров и еще 12000 воздушных. Много ли брака? «Что есть, то есть, — сокрушается главный инженер, — 10 фильтров в год, как правило, не имеют резьбы или прокладки». Десять из 35 миллионов — это много? Ну, ребята, вас бы к нам в Россию — тогда бы вы поняли, что такое брак...

В ЛАБОРАТОРИИ

В лаборатории завода испытывается и текущая продукция, и опытные образцы, и фильтры конкурентов. Основных тестов на эффективность два. Первый — это так называемый одинарный тест, который показывает, сколько фильтр улавливает частиц определенного размера. Он краток и длится всего 15 минут. Второй тест — длительный, когда через фильтр прокачивают по замкнутому циклу постоянно подпитываемое грязью масло до тех пор, пока он не забьется настолько, что падение давления на выходе составит 0,6 атм (за это время через фильтр успевает пройти 10000 литров масла). Так определяется емкость фильтра — по количеству грамм задержанной грязи, — его эффективность в процентах от общего количества подмешанной грязи и срок службы. Вдобавок есть еще испытания на холодную и горячую прокачку, коррозионную стойкость, гидравлические испытания герметичности. Специально для меня сотрудница лаборатории берет новенький фильтр, навинчивает его на штуцер установки и ручным гидравлическим насосом начинает качать в систему масло. Стрелка контрольного манометра ползет вверх — 10, 15, 20 атм. Корпус из 0,2-миллиметровой стали раздулся, но вальцовка и прокладка пока держат давление, втрое превышающее максимальное рабочее. Бах! На цифре 25 атм стрелка прыгнула на ноль, и масло брызнуло из-под вывернутой прокладки. А корпус выдержал!

КАК ПОКУПАЮТ ФИЛЬТРЫ

По данным аналитического отдела фирмы, в Северной Америке сейчас 200 миллионов автомобилей, средний возраст которых за последние годы увеличился с семи до девяти лет. Средний годовой пробег американского автомобиля составляет 12000 миль, то есть 20000 км, и в год американец обычно меняет масло и фильтр три-четыре раза — гораздо чаще, чем европеец. За год в Северной Америке продается фильтров почти на миллиард долларов, и четверть из них — с маркой Purolator. За рубежом, в частности, в Европе, Purolator еще не так силен, а в Америке больше него продают только Fram и Wix, и поменьше — AC Delco, Lee (торговая марка фирмы Champion Labs, не имеющей отношения к европейской компании Champion) и другие.

Во всем мире запчасти сектора aftermarket, то есть вторичного рынка, продаются двумя основными путями: во-первых, через систему сервисных станций, то есть установщиков, и во-вторых — через магазины запчастей, где их покупают те автомобилисты, которые обслуживают машину сами. Для последних есть даже обозначение DIY, то есть Do It Yourself — сделай это сам. Так вот, что касается фильтров, в Америке таких «самоделыциков» — 44%! В Европе их намного меньше — всего 10%.

Под руками рабочих куски фильтровального картона, шаг за шагом превращаются в собранные фильтры

      

Мне решили показать типичные точки продажи. Одна из ведущих сетей продажи запчастей «самоделыцикам» — сеть магазинов Pepboys. Эти супермаркеты запчастей есть в каждом городе Америки. Это большой ангар, забитый всякой автомобильной всячиной — щетки, свечи, коврики, рули, шины всех размерностей (от $40 за штуку за 15-дюймовую покрышку для внедорожника), аккумуляторы Prostart, диски American Racing, литература Hynes по ремонту любых автомобилей... А вот и фильтры. Тут их горы! Больше всего фильтров Purolator — масляные стоят от $2,89 до $8. Есть фильтры Fram — от $2,99, АС — от $4,99, а самые дешевые — Lee, всего $1,99. Магазин подобного ранга должен постоянно иметь в наличии 250 моделей масляных фильтров, 90 моделей воздушных и 50 видов топливных фильтров для всех распространенных в Америке моделей. Пришел, купил за три доллара фильтр, за пять долларов канистру масла — и порядок! Ну, а если не хочется возиться самому?

На стеллажах магазина Pepboys всегда должны лежать 250 различных моделей масляных фильтров,
90 воздушных и 50 топливных

На одном из прямоугольных перекрестков СолтЛейк-Сити стоит станция быстрой смены масла QLube. Четыре поста, проходная система. Здесь заливают масло Quaker State и ставят те самые зеленые фильтры, что штампует завод Purolator. Сейчас все посты заняты, работа идет бойко.

Вот освобождается место, и на станцию въезжает десятилетняя Toyota Camry. Я засекаю время. Пока молодая хозяйка автомобиля сидит в комнатке для клиентов и пьет кофе, механик внизу откручивает старый фильтр, сливает масло и ставит новый, а симпатичная девушка проверяет уровень всех жидкостей — охлаждающей, тормозной, в коробке передач (естественно, автоматической), гидроусилителя и в бачке омывателя, отстегивает крышку корпуса воздушного фильтра и несет фильтр хозяйке — показать, что тот еще в порядке, но в следующий раз его нужно будет заменить. Потом она убеждает девушку, что износилась водительская щетка стеклоочистителя, и после согласия хозяйки заменяет ее на новую. Наконец, все закончено. Toyota выезжает на улицу, а ее место занимает Ford Taurus. Вся операция заняла чуть меньше десяти минут и стоила $24,99. Это за масло, фильтр и за работу! Такие вещи, как замена «дворников», оплачиваются отдельно.

Завидно, ей-Богу, завидно. Идеальная чистота, порядок, спокойствие, четкие движения персонала, вежливость... Кстати, здесь не используют аппараты для вакуумного отсоса отработавшего масла, а сливают его самотеком. Ведь за электричество для компрессора надо платить, а гравитация бесплатна!

Въездные терминалы станции Q-Lube. Следующей заедет Toyota Camry справа

Механик в яме сливает масло, выбирает по каталогу и ставит новый масляный фильтр

Симпатичная девушка деловито колдует под капотом, а вторая работница в это время фиксирует операции в компьютере

10 минут, 25 долларов — и Toyota выезжает на улицы Солт-Лейк-Сити

Вот такие они, Соединенные Фильтрующие Штаты Америки. Фильтры дешевы, купить их можно без проблем для любой модели автомобиля, а что касается периодичности смены масла и фильтра, то тут Европа Америке не указ. Впрочем, нам тоже не мешает менять масло почаще. Что касается фильтров Purolator, то имя, данное детищу Свитленда 74 года назад, ныне живет, здравствует и отлично известно автомобилистам в Америке. Теперь Purolator — просто хорошие, добротно сделанные фильтры, производители которых дорожат своим именем и репутацией. Один бракованный фильтр на несколько миллионов. Право, на это можно закрыть глаза...

Л. Голованов
Фото автора