Надёжное крепление резьбовых соединений
Для надежной фиксации резьбового крепежа в автомобиле одних богатырских усилий, как правило, недостаточно
Резьбовые соединения используются и автомобилестроении очень широко. В процессе эксплуатации возможно ослабление затяжки болтов и гаек, что может вызвать весьма неприятные последствия. Чтобы этого избежать, крепеж обычно стопорят. Это можно сделать разными способами. Самый распространенный на сегодняшний день вариант — использование шайб Гровера либо выполняющих ту же функцию шайб с отогнутыми «усиками» по внутреннему диаметру. Эффект в этом случае обеспечивается за счет увеличения сил трения в резьбе. Такой способ прост и не повышает трудоемкость сборки, однако надежным его не назовешь. Во-первых, при небольшом ослаблении затяжки силы трения резко уменьшаются, после чего самоотвинчивание болта или гайки резко ускоряется. Во-вторых, если шайба Гровера перекалена (такой дефект трудно обнаружить сразу), то при затяжке она может лопнуть или треснуть. Сборщик, как правило, этого не замечает, однако через некоторое время половинки шайбы выскальзывают из-под болта, и он оказывается не просто незастопоренным. но и уже отвинченным на толщину гровера. Если подобное произошло внутри агрегата, остатки шайбы могут попасть в подшипники или зубчатое зацепление и натворить немало бед.
Поясок ступичных гаек вминается зубилом в специальные пазы
Иногда роль пружинной шайбы выполняет сама притягиваемая деталь, если она достаточно упруга (например, резиновые втулки подвески). Более надежны самоконтрящиеся гайки. Здесь возможно несколько конструктивных решений: часто применяются гайки с завальцованным пластмассовым кольцом, в котором резьба нарезается при ее навинчивании. В других предусмотрено обжатие металлического цилиндрического пояска
Наиболее ответственные резьбовые соединения стопорят шплинтами «под эллипс» или использование специальной резьбы, шаг которой слегка отличается от стандартного, Достоинство самоконтрящихся гаек в том, что даже при случайном ослаблении затяжки сила трения в соединении не уменьшается и дальнейшего самоотвинчивания не происходит. Кроме того, их удобно использовать в качестве регулировочных. Но есть и недостатки: более высокая стоимость и невозможность применения после нескольких сборок-разборок.
Разобрать сложнее
Похож по принципу действия и самый древний способ стопорения с помощью контргайки. Главный недостаток — значительное увеличение размеров соединения. Для ответственных узлов чаще применяют стопорение шплинтами. Это более трудоемкий вариант, заметно затрудняющий разборку (особенно если шплинт поражен коррозией).
На некоторых гайках для исключения самоотворачивания предусмотрен цилиндрический поясок, который вминается зубилом в специальную осевую канавку на сопряженной детали (так часто стопорят регулировочные гайки подшипников ступицы). Но при этом затрудняется разборка, а для последующей сборки и регулировки соединения гайку придется заменить. Для стопорения регулировочных гаек большого диаметра используют специальные уголки с усиками, привинчиваемые к корпусу.