Система координат. Сравнительный тест Ford Focus 3, Opel Astra и Volkswagen Golf
«Форд-Фокус» третьего поколения выглядит претенциозней предшественника да и стоит дороже. Любопытно, каков он на фоне своих земляков? Итоги испытаний подводит Сергей Канунников. Фото Александра Батыру и Александра Кульнева.
![]() Автомобиль выпускают с кузовом 5-дверный хэтчбек с 2009 года. В 2011-м представлены универсал и трехдверный GTS. В России собирают только 5-дверный хэтчбек. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые. 1.4л и 1.6 л КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая 5-ступенчатая (100 и 115 л.с.), механическая 6-ступекчатая 140 л.с., автоматическая 6-ступенчатая (1 40 и 180 л.с.). КОМПЛЕКТАЦИИ: Essentia. Engoy. Cosmo. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия - 3 года или 100 000 км, межсервисный пробег - 15 000 км или 12 месяцев, 11U дилерских центра. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 593 900-849 000 руб. (5-дверный хэтчбек). ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1.4л. МО л.с., 6-ступенчатый автомат, Cosmo, опции, 940000 руб. ![]() Модель третьего поколения дебютировала в 2010 гаду. Производят в России с августа 2011 -го. Вслед за 5-дверным хэтчбеком на конвейер встал седан, позднее появится универсал. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые. 1.6 л (105 и 125 л.с.) и 2 л (150 л.е.); дизельный. 2 л, 140 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая и автоматическая 5-сгупенчатые. КОМПЛЕКТАЦИИ: Ambiente, Trend. Trend Sport, Titanium. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия - 2 года или 100 000 км, межсервисный пробег - 20 000 км или 12 месяцев. U3 дилерских центра. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 499000-819 500 руб. (5-дверный хэтчбек). ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1.6 л. 125 л.с., 5-ступенчатая механика. Titanium, опции, 748000 руб. ![]() Шестое поколение модели представлено в 2008 году. В России продают обычные 3- и 5-дверный хэтчбеки, а также их спортивные версии GTI и R. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые, 1.2 л (85 и 105 л.с.), 1.4 л (80 и 122 л.с.), 1,6 л (102 л.с.); дизельный, 2 л (110 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: механическая 5-ступенчатая (80,85,102,110 л.с.), механическая 6-ступенчатая (105,122 л.с.), 7-ступенчатая DSG (102.105.122 л.с.). КОМПЛЕКТАЦИИ: Trendline. Highline. ЭКСПЛУАТАЦИЯ: гарантия - 2 года без ограничения пробега, межсервисный пробег -15000 км или 12 месяцев. 94 дилерских центра. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 551000-847620 руб. (3- и 5-дверный хэтчбеки). ТЕСТОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ: 1.4 л, 122 л.с., 7-ступенчатая DSG, Highline, опции, 880 000 руб. |
Такие машины оценивают чаще не поэзией, а математикой. Нет, конечно, внешность важна. Неслучайно дизайнеры «Форда Фокус» постарались перещеголять смелыми изгибами и резковатыми переходами линий не только академичный «Фольксваген-Гольф», но и куда более смелую, с претензией на спортивность, «Астру». К слову, эти лейтмотивы повторяются и в салоне. Но главное назначение таких машин прозаичная семейная служба, заданная тремя основными «осями»: городские поездки, вылазки на дачу и в ближний пригород, дальние путешествия. Такая вот у их владельцев система координат.
Геометрия и стереометрия
Часто вы видите в городе машину, в салоне которой больше двух человек? Этой паре будет уютно в любом из трех автомобилей. Впрочем, при ближайшем рассмотрении различия все же найдутся. Создатели «Опеля» и «Форда», пытаясь соорудить некое подобие гоночного кокпита, зажали седоков между мощными дверями и консолями. Не то чтобы уж очень тесно, но некоторую скованность ощущаешь. В «Фольксвагене» вольготно даже самому тучному эксперту. Да и входить-выходить в «Гольфе» удобней. А особой гибкости требует проникновение в низкое, но, будем справедливыми, удобное кресло «Опеля». Самое простенькое на вид сиденье - в «Гольфе», фордовское выглядит побогаче, почти как в «Астре», но сидеть удобно в каждой машине. Словом, здесь - паритет.
Чего не скажешь про органы управления. С основными все в порядке, но командовать «музыкой», климатом и прочим в «Опеле» посложнее. Скажем, кнопку включения обогрева руля я хотел бы видеть именно на руле, да и с другими клавишами с разбегу не разберешься.
Дизайн интерьера «Форда» вначале тоже немного ошарашивает. Но к нему быстро привыкаешь - все наглядно, удобно, понятно. Ну а фирменная фольксвагеновская простота с точки зрения эргономики вообще никакой критики не вызывает.
Лучший по обзорности - также самый традиционный в нашей тройке «Гольф». Ему бы еще наружные зеркала побольше. В «Форде» обзорность через окна хуже, зато зеркала самые правильные. «Опель» же напоминает спортивное купе. Стойки скрывают немалую часть окружающего мира, а в зеркала обычно наблюдаешь выпирающие бока своей машины.
Салон «Астры» богато укомплектован, ярко отделан, но несколько хаотичен. |
![]() |
Приборы хороши. Правда, управлять бортовым компьютером кнопкой на левом подрулевом переключателе неудобно
![]() Отправляться на задний диван «Опеля» без особой нужды не хочется: пролезать тяжело, сидеть тесно. . |
Консерваторов «Фокус» способен отпугнуть кричащим стилем интерьера. Впрочем, с эргономикой здесь все в порядке. |
![]() |
Раскосые колодцы приборов четкости восприятия вовсе не мешают. |
По расположению кнопок блок управления климатом традиционен. А потому и вопросов не вызывает.Переключатели света без четкой фиксации колесика не слишком удобны. Однако такой мы нашли не только в «Форде», но и в «Опеле».

Сидеть сзади в «Фокусе» сносно благодаря вогнутой форме спинок передних кресел.
Создатели «Фольксвагена» явно считают, что понятия «простота» и «гармония» - синонимы. Во многом они правы. |
![]() |
Комбинация приборов ярка и понятна. |
![]() В интерьере «Гольфа» все предельно лаконично и эргономически грамотно. |

«Фольксваген» оказался самым просторным для задних пассажиров.

У коробки передач «Гольфа» помимо стандартного режима есть ручной и спортивный.

Собрались с семьей на дачу? Или даже в дальний забег? «Гольф» и здесь лидер. Сзади вполне просторнодля двоих. Троим уже тесно, но пять человек в одну машину сейчас редко набивается. По объему багажника «Фольксваген», правда, немного проигрывает «Опелю». Но тот уж очень не любит задних пассажиров! Колени упираются в спинки, а дверной проем столь узкий, что нога неминуемо оботрет кузов. «Форд» расположился ровно посередине: не так тесно, как в «Опеле», но похуже, чем в «Фольксвагене». А вот багажник у нового «Фокуса» оказался самым скромным. Во многом все-таки из-за полноразмерной запаски (конкурентам снизим оценки за докатки), но 248 л объема по методике измерений ЗР - это совсем кисло!

У «Астры» самый большой багажник. Но подушка заднего сиденья не откидывается.
![]() Ёмкий багажник - хорошо, докатка плохо. Второе в дальних путешествиях порой важнее первого |
Физика твердых тел
У всех трех в характере отчетливо видна одна инженерная школа. Каждый автомобиль по-своему хорош, и многие нюансы ощущаешь лишь в прямом сравнении - пересаживаясь из машины в машину и утюжа одни и те же дороги.
Для семейного автомобиля багажник уж очень мелкий. Зато подушки сидений откидываются.
Под полом «Форда» полноразмерное запасное колесо и отсеки для мелочей. За них спасибо!

Багажник «Гольфа» немного меньше, чем у «Астры», но значительно вместительней фордовского

Полноценное запасное колесо для «Фольксвагена» - опция.
А будет свет?
Приходилось менять лампу фары? А в темноте, в дождь? Тот, кто готов довериться сервису, как правило, потеряет на визит массу времени. А ехать надо сейчас, хотя бы с работающей левой (к правой, как правило, подобраться проще). Вот мы и взялись поменять три лампы с помощью рук, инструкции и простейшего инструмента.
Первое место по удобству замены занял «Форд». Как и на прежнем «Фокусе», нужна отвертка (которой нет в штатном комплекте), но сойдет и перочинный нож или что-то подобное. Отвернув два винта, легко сдвигаем фару, вынимаем патрон вместе с лампой. Очень удобно! Время работы 2 минуты 16 секунд.
Второе место у «Фольксвагена». Инструмент не нужен. Снять пластмассовую крышку и вытащить патрон с лампой несложно. Тесновато, конечно, но даже крупная кисть пролезает. Здорово, решили мы и... помучились, прилаживая крышку на место. С непривычки не сразу потали выступами в пазы и даже посветили фонариком. Время работы U минуты 14 секунд.
На третьем месте - «Опель». Поворотная ксеноновая фара - это, конечно, здорово, но и она не вечна. До защитной крышки добрались, вынув горловину бачка омывателя. Но чтобы демонтировать электронный блок, надо снять фару, использовав узкий торцовый - трубчатый ключ да еще и «Торкс». К простейшим инструментам их уже не отнесешь.

Данные производителя
МОДЕЛЬ |
OPEL ASTRA |
FORD FOCUS |
VW GOLF |
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |||
Размеры, мм: длина/ширина/высота/база |
«19/1814/1510/2685 |
4360/1825/1485/2650 |
4199/1786/1480/2578 |
колея спереди/сзади |
1544/1558 |
1550/1540 |
1541/1514 |
Объем багажника, л |
370/1235 |
277/1062 |
350/1305 |
Радиус поворота, м |
5.5 |
„ 5.5 |
. . . 5.4 |
Масса снаряженная/полная, кг |
1373/1870 |
1276/1825 |
1316/1850 |
Время разгона 0-100 км/ч, с |
9.8 |
10,9 |
9.5 |
Максимальная скорость, км/ч |
201 |
196 |
200 |
Топливо/запас топлива,л |
А95/56 |
А95/55 |
А95/55 |
Расход топлива:городской/ загородный/смешанный цикл, л/100 км |
9.7/5.5/7,0 |
8.0/4.7/5,9 |
7,7/5,0/6,0 |
Выброс СОг, г/км |
164 |
136 |
138 |
ДВИГАТЕЛЬ |
бензиновый |
бензиновый |
бензиновый |
Расположение |
спереди поперечно |
спереди поперечно |
спереди поперечно |
Конфигурация/число клапанов |
Р4/16 |
Р4/16 |
Р4/16 |
Рабочий объем, см3 |
1364 |
1596 |
1390 |
Степень сжатия |
9.5 |
11.0 |
10,0 |
Мощность, кВт/л.с. |
103/140 при 4900 об/мин |
92/125 при 6000 об/мин |
90/122 при 5000 об/мин |
Крутящий момент, Н м |
200 при 1850-4900 об/мин |
159 при 4000 об/мин |
200 при 1500-4000 об/мин |
ТРАНСМИССИЯ | |||
Тип |
переднеприводная |
переднеприводная |
переднеприводная |
Коробка передач |
А6 |
М5 |
А7 |
Передаточные числа: l/ll/lll/IV/V/VI/VII/з.х. |
4.58/2,96/1.91/1.45/1.00/ 0.75/-/2.94 |
3.58/2.04/1,41/1,11/0.88/ -/-/3,62 |
3,77/2,27/1,53/1.12/1,18/ 0.95/0.80/4,17 |
Главная передача |
3,23 |
3,82 |
4,44/3,23* |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |||
Подвеска:спереди/сзади |
типа «Мак-Ферсон»/упругая поперечная балка |
типа «Мак-Ферсон»/ многорычажная |
типа «Мак-Ферсон»/ многорычажная |
Рулевое управление |
реечное с электроусилителем |
реечное с злектроусилителем |
реечное с злектроусилителем |
Тормоза: передние/задние |
дисковые вентилируемые/ дисковые |
дисковые вентилируемые/ дисковые |
дисковые вентилируемые/ дисковые |
Размер шин |
215/50R17 |
215/55R16 |
195/65R15 |
«Астра» подкупает плавностью хода. Мелочи, особенно на высоких скоростях, она практически не замечает. На серии волн начинается раскачка кормы, но совершенно не критическая.
Мотора в 140 л.с. «Астре», разумеется, хватает. Еще бы автоматическая коробка передач не затевала временами суету, то задумываясь, то судорожно и не всегда осмысленно меняя скорости. К тому же «Опель» шумноват. На разгоне по-спортивному рычит мотор. На шоссейных скоростях поют шины. Здесь звуковой фон настойчивее, чем хотелось бы, и заметнее, чем в «Форде» и «Фольксвагене».
Управляемость «Астры» далека от понятия «посредственная». Но «Гольф» и «Фокус» более собранные и послушные.
Хотя мотор «Гольфа» на целых 18 л.с. слабее опелевского, в разгоне до 100 км/ч «Фольксваген» проигрывает всего-то десятую долю секунды. Во многом это заслуга семиступенчатой DSG. Хотя и к ней надо приноровиться. Поначалу нажал плавно - не едет, вдавил посильнее - сработала противобуксовка. Но, приспособившись к чуть задумчивой педали газа, не нарадуюсь живому отклику машины! А в положении селектора S реакции и вовсе стремительные и однозначные.
На ходу «Гольф» более явно, чем «Астра», передает характер неровностей, бумкает на швах и камешках. Но в поворотах держится отменно, на руление реагирует без запинок. При этом ненужной резкости за рулем «Фольксвагена» не ощущаешь.
Разгон и максимальная скорость |
![]() |


Экспертная оценка автомобилей |
![]() |
Среднее значение уровня шума в салоне, дБА (замеры зр)
Скорость (передача) |
80 (D) |
100 (D) |
120 (D) |
Разгон 0-100 км/ч (макс, уровень) |
OPEL ASTRA |
65.5 |
66,3 |
68.2 |
76.1 |
FORD FOCUS |
66.5 (IV) |
65.6 (IV)/ 64,9 (V) |
68.7 (V) |
72,7 |
VW GOLF |
65.3 |
65.9 |
68.1 |
71,7 |
«Форд» по четкости реакций, устойчивости на прямых и в поворотах трудно отличить от «Фольксвагена». Да и шумом он тоже не давит. Но в части динамики «Фокус» отстает, причем даже при очень умелом обращении с механической коробкой. Вродезаявлены 125 сил и с передаточными числами трансмиссии все в порядке, а едет куда ленивее 122-сильного «Фольксвагена». Зажали экологией?
Сумма и частности
Оценки расставлены, итоги подведены. Но даже с математических позиций не все однозначно. А ведь есть и трудно передаваемые числами впечатления. Проигравший «Опель» все равно вспоминаем с теплотой: многим очень важна динамика, а еще чаще - комфорт.
Иного привлекут просторный салон, выверенная инженерия и эргономика «Фольксвагена». «Форд», помимо уже описанных достоинств, в сравнимых комплектациях будет подешевле конкурентов. Впрочем, уже ненамного. Но выбор пакетов и опций - дело еще более тонкое, чем оценка самого автомобиля. Многое зависит от той системы координат, в которой живете именно вы. ЗР
Источник : Журнал "За Рулём"