Изготовление основного отверстия гильзы в блоке цилиндров
Крышка коренных подшипников коленчатого вала монтируется с вложенными вкладышами подшипников (поработавшими или новыми) и затягивается с моментом затяжки, предписанным изготовителем двигателя. После этого блок цилиндров устанавливается на сверлильном станке, грубо выверяется и затем закрепляется. После этого предпринимается точная выверка путём подкладывания выравнивающих плит или поворотом стола станка, и блок цилиндров приводится в окончательное положение обработки.
Для обеспечения того, чтобы отверстия цилиндров в процессе обработки находились точно под прямым углом к оси коленчатого вала, рекомендуется выверку блока производить не только с помощью плоскости разъёма блока цилиндров, но и проверять прямой угол также путём вертикального обхода отверстий цилиндров (вдоль или поперёк к оси коленчатого вала) индикатором часового типа. Самый точный путь к точной выверке блока цилиндров на станке - это, однако, промер постели коренных подшипников коленчатого вала и выверка блока цилиндров по осям X и Y, имея базой ось коленчатого вала. Возможно имеющиеся погрешности плоскопараллельности уплотняемой поверхности плоскости разъёма головки цилиндров и положения под прямым углом отверстий цилиндров, возникшие при предыдущих операциях обработки, могут быть при таком методе исключены, соотв., исправлены. Данный подход рекомендуется, в особенности, тогда, если обработка плоскости разъёма блока цилиндров и отверстий цилиндров необходима в два и более проходов, как при V- и W-формах взаимного расположения цилиндров.
![]() |
Изображение 2 |
Для изготовления отверстия под гильзы могут применяться твердосплавные или снабжённые алмазом инструменты. Качество поверхности отверстия при этом тем выше, чем выше число оборотов, меньше слой снимаемого материала и острее инструмент. Для достижения круглых и точных по размеру отверстий рекомендуются нижеследующие операции для основных отверстий гильз:
1-й шаг:
предварительное сверление со снятием припуска максимально 0,5 мм за проход
2-й шаг:
чистовое сверление со снятием припуска на 0,1 мм
Следующие операции относятся только к гильзам с буртиком. См. главу "3.2.3. Формообразование посадки гильзы у алюминиевых блоков цилиндров".
3-й шаг:
изготовление и расточка под буртик на требуемую глубину "С"
4-й шаг
снятие фаски на верхней кромке цилиндра, во избежание трудностей посадки от погрешностей формы между буртиком гильзы и верхней кромкой цилиндра (рекомендуемый размер: 0,5 мм х 45° (см. изображении 2)
Размеры основного отверстия цилиндра |
Заданные значения |
|
Диаметр основного отверстия гильзы |
А |
|
Диаметр под буртик |
В |
= 0D +0,1 мм |
Высота под буртик |
С |
= 4-5 мм |
Оснащение гильзами соседних цилиндров
Каждый блок цилиндров отличен от других. Не всегда удаётся предсказать, как поведёт себя материал при среднем или капитальном ремонте. Для блоков цилиндров с совместно отливаемыми цилиндрами и узкой перемычкой (изобр. 3) рекомендуется вначале изготовить только одно основное отверстие и запрессовать гильзу нагорячую. Соседний цилиндр будет тогда расточен и оснащён гильзой в совершенно отдельных операциях. Деформации основного отверстия соседнего цилиндра, которые при определённых условиях возникают при горячей запрессовке первой гильзы, могут быть тем самым сведены к минимуму или исключены.
В блоках цилиндров с не совместно отливаемыми свободно стоящими цилиндрами (изобр. 4) не имеется подобных проблем перекоса, благодаря отсутствующим механическим связям с соседними цилиндрами. Основные отверстия здесь могут быть расточены одно непосредственно за другим.
![]() |
Изображение 3 |
![]() |
Изображение 4 |