Сборка двигателя
Для выполнения сборочных работ по двигателю мастерские Ford оборудуются следующим специальным инструментом: |
- универсальный ключ 205-072 (15-030А); |
- прибор для измерения углов 303-174 (21540); |
- блокирующее устройство для коленчатого вала 303-204 (21168); |
- приспособление для установки распределительного вала 303-376 (21-162В); |
- накладной ключ для болтов головки блока цилиндров 303-392 (21167); |
- съемник для сальников 303-395 (21171); |
- фиксатор 303-435-06 (21031В); |
- подъемная опора 303-435-1 (21212); |
- свечной ключ 303-499 (21202); |
- установочный штифт коленчатого вала 303-507 (21210); |
- оправка для установки ведомого диска сцепления 308-204 (16067). |
Перед сборкой все болты, шайбы, посадочные поверхности смочите моторным маслом, очистите и проверьте привалочные поверхности. Сборку выполняйте в следующей последовательности: |
- установите блок цилиндров на монтажный стол или стенд; |
|
- установите крышку заднего сальника коленчатого вала и кронштейн датчика угла поворота коленчатого вала (СКР) ( рисунок 92 ); |
- установите датчик СКР; |
|
- установите маховик и закрепите его болтами. Последовательность затяжки показана на рисунок 93 . Затяжку проводите в два этапа, сначала заверните моментом 30 Н·м, а затем доверните с помощью специального приспособления 303-174 на 80°; |
|
- соедините ротор масляного насоса с коленчатым валом, после чего установите масляный насос и маслоприемник с новой прокладкой ( рисунок 94 ); |
- установите сальник коленчатого вала, перед установкой посадочные места смочите моторным маслом. |
Модели выпуска до 11.1999 г. |
|
Нанесите на сопрягаемые поверхности блока цилиндров специальный силиконосодержащий герметик ( рисунок 95 ); |
- установите нижнюю часть картера на блок цилиндров с новой прокладкой и заверните болты крепления от руки; |
|
- правильно расположите c помощью линейки нижнюю часть картера относительно блока цилиндров так, чтобы со стороны маховика их поверхности были на одном уровне, и затяните болты моментом 20 Н·м в определенной последовательности ( рисунок 97 ). |
Модели выпуска после 12.1999 г. |
|
Вверните шпильки М8х20 в глухие отверстия ( рисунок 96 ). Обратите внимание на то, чтобы в эти отверстия не попал герметик, что может привести к уменьшению жесткости ( рисунок 96 ); |
- нанесите на фланец картера герметик толщиной 3 мм и затяните болты в два приема: сначала моментом 10 Н·м, а затем моментом 20 Н·м (см. рисунок 97 ). |
Все модели |
Установите сцепление, для этого сцентрируйте ведомый диск с помощью центровочной оправки относительно коленчатого вала и заверните болты крепления нажимного диска крест-накрест моментом 29 Н·м; |
- установите шланг вентиляции картера и датчик детонации. Расположите провод датчика на соответствующем расстоянии от головки блока цилиндров и шланга вентиляции картера; |
- установите термостат с новым резиновым уплотнением; |
- установите датчик давления масла, перед этим нанесите на резьбу герметик; |
- установите насос охлаждающей жидкости с новым уплотнением. Обратите внимание на крыльчатку, она легко деформируется; |
- положите прокладку головки блока на блок цилиндров. Обратите внимание на то, чтобы направляющие втулки фиксировали прокладку без напряжения; |
|
- установите головку блока цилиндров. Предварительно очистите сопрягаемые поверхности, затяните болты крепления в определенной последовательности в три приема, сначала моментом 15 Н·м, затем 30 Н·м, после чего доверните их с помощью специального инструмента 303-174 на 90° ( рисунок 98 ); |
- заверните три нижних болта впускного коллектора моментом 4 Н·м и установите трубку указателя уровня масла; |
- установите толкатели клапанов и регулировочные шайбы, при этом сохраните их положение, какое было до снятия; |
|
- установите поршень первого цилиндра так, чтобы он в такте сжатия не доходил до ВМТ 25 мм, при этом маховик занял положение, показанное на рисунок 99 ; |
- установите распределительные валы. Распределительный вал выпускных клапанов имеет дополнительный кулачок на месте установки датчика угла поворота(СМР). Перед установкой обильно смажьте моторным маслом поверхности подшипников и кулачков; |
|
- нанесите силиконосодержащий герметик на сопрягаемые с головкой блока поверхности крышек первых подшипников. Обозначения крышек подшипников находятся на внешней стороне: E1 — относится к валу выпускных клапанов, I1 — впускных ( рисунок 100 ); |
- установите крышки подшипников и затяните болты в последовательности, указанной выше, в три этапа: равномерно вворачивайте по пол-оборота за раз, пока крышка не ляжет на головку блока, заверните моментом 7 Н·м, заверните моментом 16 Н·м; |
- смажьте рабочие кромки сальников распределительных валов моторным маслом и запрессуйте их; |
|
- установите внутреннюю крышку ремня ГРМ; |
- установите зубчатые шкивы на распределительные валы; |
- установите распределительные валы в положение, когда поршень 1-го цилиндра будет находиться в ВМТ. Для этого поверните валы за шестигранник до тех пор, пока приспособление не установится в торцовые пазы валов; |
|
- установите коленчатый вал в положение, когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ. Для этого заверните специальное приспособление в установочное отверстие. После поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке осторожно, пока специальный инструмент не упрется в щеку коленчатого вала ( рисунок 102 ); |
- наденьте зубчатый шкив на коленчатый вал; |
- установите нижнюю крышку ремня; |
- установите зубчатый шкив (демпфер крутильных колебаний) на коленчатый вал. Для крепления обязательно используйте только новый болт. Затягивайте болт в два приема: сначала моментом 40 Н·м, а затем специальным ключом доверните на 90°; |
- оденьте зубчатый ремень на шкивы, начинайте снизу и продолжайте против часовой стрелки; |
- установите натяжитель ремня эксцентрикового типа. Не проворачивайте при затягивании эксцентрик; |
- для натяжения ремня поверните эксцентрик с помощью ключа с внутренним шестигранником против часовой стрелки, пока стрелка не совпадет с четырехгранной проточкой; |
- затяните болт натяжителя моментом 20 Н·м; |
- если на двигателе установлен натяжитель ремня с продольным пазом, то заверните болты крепления от руки; |
- натяните ремень, повернув натяжитель с кронштейном по часовой стрелке, так, чтобы указатель расположился за двумя метками, нанесенными за роликом, и затяните болты крепления моментом 20 Н·м; |
|
- заверните болты крепления шкивов распределительных валов специальным инструментом с моментом 60 Н·м, при этом не допустите смещения положения распределительных валов и коленчатого вала ( рисунок 103 ); |
- выньте установочный штифт коленчатого вала из блока и закройте отверстие резьбовой заглушкой; |
- проверьте фазы газораспределения; |
- прокрутите коленчатый вал рукой за маховик; |
|
- отрегулируйте тепловые зазоры клапанов. Если у вас нет специального инструмента, вам лучше обратиться в специализированную мастерскую ( рисунок 104 ); |
- для регулировки тепловых зазоров клапанов мастерские Ford используют специальный инструмент 303-563 (21218); |
|
- установите монтажную опору двигателя ( рисунок 105 ); |
- установите клапанную крышку; |
- установите элементы системы зажигания; |
- подсоедините топливопровод и закрепите его; |
- установите верхнюю крышку ремня ГРМ. |
Модели без кондиционера |
Установите натяжитель ремня привода вспомогательных агрегатов. |
Все модели |
|
Установите генератор ( рисунок 106 ); |
- соедините двигатель с коробкой передач и подготовьте для монтажа на автомобиль. |
Разборка и сборка головки цилиндров |
Разборку головки цилиндров проводите в следующем порядке: |
|
- снимите впускной коллектор с прокладкой ( рисунок 107 ). |
|
- отсоедините контактные разъемы от датчика управления положением дроссельной заслонки (ТР) 1 ( рисунок 108 ) и клапана регулировки вращения коленчатого вала на холостом ходу (IAC) 2; |
|
- снимите контактные разъемы форсунок ( рисунок 109 ); |
- снимите распределитель топлива и вакуумный шланг; |
|
- снимите катушку зажигания (EI) 1 ( рисунок 110 ), выпускной коллектор 2 системы охлаждения с прокладкой, конденсатор 3 монтажную проушину 4 двигателя; |
|
- снимите датчик угла поворота распределительного вала (СМР) ( рисунок 111 ); |
|
- снимите датчик температуры головки цилиндров (СНТ) ( рисунок 112 ); |
- если головка блока повреждена, ее следует заменить на новую. В соответствии с инструкцией Ford дальнейший ремонт головки невозможен. |
Сборку головки блока цилиндров проводите в следующей последовательности: |
- расположите головку блока на мягкую подложку, например на резиновом мате. Новая головка блока поставляется с клапанным механизмом без шпилек для выпускного коллектора; |
- установите новый датчик СНТ. Обратите внимание на то, чтобы сопрягаемая поверхность осталась неповрежденной; |
- вверните новые установочные шпильки для крепления выпускного коллектора; |
- установите новый датчик угла поворота распределительного вала (СМР) с новой кольцевой прокладкой; |
- установите катушку зажигания (EI) 1 (см. рисунок 110 ), выпускной коллектор 2 системы охлаждения с прокладкой, конденсатор 3, монтажную проушину 4 двигателя; |
- установите распределитель топлива; |
- соедините контактные разъемы форсунок; |
- соедините контактный разъем датчика ТР; |
- соедините контактный разъем клапана IAC; |
- закрепите провода; |
- установите впускной коллектор с новой прокладкой. |
Снятие и установка головки цилиндров с автомобиля |
При ознакомлении с этой частью ремонтных работ пользуйтесь рисунками, представленными ранее. Снятие проводите в следующей последовательности: |
- головка цилиндров должна быть холодной перед снятием; |
- отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи; |
- откройте расширительный бачок системы охлаждения и слейте охлаждающую жидкость; |
- снимите провод соединения с «массой» и теплозащитный кожух выпускного коллектора; |
- снимите контактный разъем с кислородного датчика; |
- снимите выпускной коллектор и прокладку; |
- поднимите переднюю часть автомобиля и надежно зафиксируйте автомобиль на подставках; |
- отсоедините фланец приемной трубы. Защитите сильфон от перегибов; |
- выньте коллектор из-под автомобиля; |
- опустите переднюю часть автомобиля; |
- снимите воздушный фильтр вместе с всасывающим шлангом и отсоедините контактный разъем от отдатчика MAF. |
- отсоедините привод педали акселератора; |
- снимите шланг системы вентиляции картера; |
- отсоедините контактный разъем СМР; |
- отсоедините контактный разъем от катушки зажигания и конденсатора; |
- снимите вакуумные шланги с корпуса с активированным углем вакуумного усилителя тормозов; |
- отсоедините контактный разъем датчика детонации; |
- снимите шланги системы охлаждения; |
- отсоедините топливопровод. Приготовьте небольшую емкость, система находится под давлением и часть топлива может вытечь; |
- снимите крышку головки цилиндров, снимите распределительные валы; |
- отверните 3 болта снизу впускного коллектора; |
- снимите трубку указателя уровня масла; |
|
- снимите головку блока цилиндров. Болты крепления отворачивайте в соответствии с порядком, показанным на рисунок 113 . Старые болты могут быть использованы. |
Установку головки блока на автомобиле проводите в следующей последовательности: |
- привалочная плоскость головки блока не подлежит шлифованию. Для установки головки блока служат две направляющие шпильки. Перед установкой зачистите все сопрягаемые поверхности и продуйте цилиндры и впускной коллектор; |
- установите на блок только новую прокладку; |
- установите на блок головку цилиндров, не повредите новую прокладку; |
- заверните болты крепления головки блока. Порядок затяжки показан на рисунке выше. Затяжку болтов проводите в три этапа; |
- дальнейшую установку проводите в порядке, обратном снятию; |
- проверьте уровень масла и смените масляный фильтр. Пустите двигатель и дайте ему прогреться. При этом обратите внимание на надежность затяжки всех соединений и шлангов; |
- совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км. За это время электронные системы управления двигателем и автомобилем должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя, например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам перепрограммируют блок управления заново; |
- после пробной поездки снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных соединений и герметичность шланговых. |
Сальники распределительных валов |
Для снятия и установки сальников мастерские Ford используют следующий специальный инструмент: универсальный ключ для удерживания фланцев 205-072 (15030А), съемник 303-293 (21143), приспособление для установки сальников 303-395 (21171). |
Снятие сальников проводите в следующей последовательности: |
- снимите зубчатый ремень, как описано ранее; |
|
- снимите зубчатые шкивы, как описано ранее ( рисунок 114 ); |
|
- снимите с помощью съемника сальники распределительных валов ( рисунок 115 ). |
Установку сальников проводите в следующей последовательности: |
- очистите и протрите шейки распределительных валов и посадочные места сальников. Слегка смажьте шейки валов и кромки сальников моторным маслом; |
|
- новые сальники установите с помощью специального приспособления ( рисунок 116 ); |
- установите зубчатые шкивы распределительных валов, как описано ранее. Проверьте и при необходимости установите фазы газораспределения, как описано ранее |
Маслосъемные колпачки |
При снятии и установке маслосъемных колпачков мастерские Ford используют следующий инструмент: устройство для сжатия пружин клапанов 303-361 (22155), вспомогательный инструмент 303-361 303-361-04 (2115504), 303-361-(2115505), монтажный инструмент, сборочное приспособление 303-363 (21157); цангу 303-508 (21211). |
Работы по снятию маслосъемных колпачков проводите в следующей последовательности: |
- снимите распределительные валы, как описано ранее; |
- снимите катушку зажигания и конденсатор; |
|
- установите специальный инструмент на головку цилиндров ( рисунок 117 ); |
- сожмите пружину клапана с помощью специального инструмента; |
|
- снимите сухари, верхнюю тарелку пружины клапана и выньте из головки блока саму пружину ( рисунок 118 ); |
- с помощью специального цангового инструмента снимите маслосъемный колпачок. Такие же шаги предпримите с всеми цилиндрами. |
- снимите маслосъемные колпачки на остальных клапанах. |
Установку маслосъемных колпачков проводите в следующей последовательности: |
- важно отметить, что маслосъемные колпачки различаются по цвету: для впускных клапанов они зеленого цвета, для выпускных — коричневого; |
- установите монтажную втулку на стержень клапана; |
- перед запрессовкой колпачков смажьте моторным маслом направляющую втулку клапана и рабочую кромку колпачка; |
cнимите монтажную втулку; |
- установите пружину клапана и верхнюю тарелку пружины клапана; |
- сожмите пружину клапана с помощью специального инструмента и установите сухари; |
- повторите работы по установке для других клапанов; |
- закончите установку в последовательности, обратной снятию. |
Ремень ГРМ |
При выполнении работ по снятию и установке ремня мастерские Ford используют следующий инструмент: |
- фланцевый фиксатор 205-072 (15030); |
- измеритель углов 303-174 (21540); |
- установочное приспособление для установки распределительных валов 303-376 (21162); |
- свечной ключ 303-499 (21202); |
- установочный штифт установки коленчатого вала в положение когда поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ при такте сжатия 303-507 (21210); |
- цанга 303-622 (21226). |
Снятие ремня проводите в следующей последовательности: |
- отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи; |
- ослабьте момент затяжки болтов крепления шкива насоса охлаждающей жидкости; |
- поднимите переднюю часть автомобиля и надежно закрепите на подставках; |
- снимите крышку ремня привода вспомогательных агрегатов; |
- ослабьте натяжение ремня привода вспомогательных агрегатов и снимите его, как это было описано ранее; |
- снимите шкив (демпфер) коленчатого вала; |
- снимите шкив насоса охлаждающей жидкости и направляющий ролик ремня привода вспомогательных агрегатов; |
- опустите переднюю часть автомобиля; |
- снимите крышку головки блока цилиндров; |
- отсоедините топливопровод; |
- отсоедините контактный разъем датчика температуры головки блока (СНТ); |
- отверните три верхних болта крепления крышки ремня ГРМ; |
- снимите расширительный бачок системы охлаждения; |
- снимите бачок гироусилителя рулевого управления и отведите в сторону; |
- снимите генератор; |
- разгрузите передние опоры силового агрегата, подставив домкрат под масляный картер, при этом используйте деревянные дощечки; |
- снимите опоры; |
- ослабьте натяжение ремня ГРМ, как описано ранее, и снимите его. |
Установку ремня проводите в следующей последовательности: |
- установите коленчатый вал в положение, соответствующее ВМТ. с помощью установочного штифта; |
- ослабьте крепление шкивов распределительных валов, как описано ранее, так, чтобы шкивы свободно вращались на распределительных валах; |
- снимите свечи зажигания; |
- установите с помощью приспособления распределительные вал в положение соответствуюшее нахождению поршня 1-го цилиндра в ВМТ при такте сжатия; |
- установите ремень ГРМ, как описано ранее; |
- установите шкив (демпфер) на коленчатый вал с новым болтом, как описано ранее, и затяните; |
- наденьте новый ремень ГРМ как описано ранее, и натяните его; |
- проверьте и отрегулируйте фазы газораспределения как описано ранее; |
- дальнейшую установку проводите в последовательности, обратной снятию; |
- совершите пробную поездку пробегом не менее 20 км. За это время электронные системы управления двигателем и автомобилем должны активироваться. Если вы обнаружите сбои в работе двигателя, например неравномерность вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, поезжайте на специализированную станцию Ford, где вам перепрограммируют блок управления заново; |
- после пробной поездки снова проверьте уровни рабочих жидкостей, надежность крепежных соединений и герметичность шланговых. |