Focus
руководство по ремонту Focus
Ford Focus 3 - Мини-тест
Как менялся Ford Focus
Тест-драйв Ford Focus 3
Тест Ford Focus 3, Astra и VW Golf
Советы по обкатке нового авто
Статья об АКП
Советы по буксировке
Определение неисправности по нехарактерным шумам
Шины и мнения
Надёжная фиксация резьбовых соединений
Как хранить резиновые детали
Что такое двигатель с наддувом
Что такое трансмиссия с вариатором
Ремонт несъёмной направляющей втулки клапана
Подвески американских машин
Музей Генри Форда
История появления Ford в СССР
История масляного фильтра
Завод масляных фильтров в США
Об автомобильных красках Dopont
Focus II: для тех кто не понял
Американский и европейский Focus
О выходе Focus II
Советы покупающим б\у Focus 2
Об открытии завода во Всеволожске

О некоторых других моделях Ford
Пикапы Ford
Ford Crown Victoria
Mustang Cobra от Форда

Русско-английский автомобильный словарь

Надёжное крепление резьбовых соединений

   

Для надежной фиксации резьбового крепежа в автомобиле одних богатырских усилий, как правило, недостаточно

Резьбовые соединения используются и автомобилестроении очень широко. В процессе эксплуатации возможно ослабление затяжки болтов и гаек, что может вызвать весьма неприятные последствия. Чтобы этого избежать, крепеж обычно стопорят. Это можно сделать разными способами. Самый распространенный на сегодняшний день вариант — использование шайб Гровера либо выполняющих ту же функцию шайб с отогнутыми «усиками» по внутреннему диаметру. Эффект в этом случае обеспечивается за счет увеличения сил трения в резьбе. Такой способ прост и не повышает трудоемкость сборки, однако надежным его не назовешь. Во-первых, при небольшом ослаблении затяжки силы трения резко уменьшаются, после чего самоотвинчивание болта или гайки резко ускоряется. Во-вторых, если шайба Гровера перекалена (такой дефект трудно обнаружить сразу), то при затяжке она может лопнуть или треснуть. Сборщик, как правило, этого не замечает, однако через некоторое время половинки шайбы выскальзывают из-под болта, и он оказывается не просто незастопоренным. но и уже отвинченным на толщину гровера. Если подобное произошло внутри агрегата, остатки шайбы могут попасть в подшипники или зубчатое зацепление и натворить немало бед.

Поясок ступичных гаек вминается зубилом в специальные пазы

Иногда роль пружинной шайбы выполняет сама притягиваемая деталь, если она достаточно упруга (например, резиновые втулки подвески). Более надежны самоконтрящиеся гайки. Здесь возможно несколько конструктивных решений: часто применяются гайки с завальцованным пластмассовым кольцом, в котором резьба нарезается при ее навинчивании. В других предусмотрено обжатие металлического цилиндрического пояска

Наиболее ответственные резьбовые соединения стопорят шплинтами «под эллипс» или использование специальной резьбы, шаг которой слегка отличается от стандартного, Достоинство самоконтрящихся гаек в том, что даже при случайном ослаблении затяжки сила трения в соединении не уменьшается и дальнейшего самоотвинчивания не происходит. Кроме того, их удобно использовать в качестве регулировочных. Но есть и недостатки: более высокая стоимость и невозможность применения после нескольких сборок-разборок.

Разобрать сложнее

Похож по принципу действия и самый древний способ стопорения с помощью контргайки. Главный недостаток — значительное увеличение размеров соединения. Для ответственных узлов чаще применяют стопорение шплинтами. Это более трудоемкий вариант, заметно затрудняющий разборку (особенно если шплинт поражен коррозией).

На некоторых гайках для исключения самоотворачивания предусмотрен цилиндрический поясок, который вминается зубилом в специальную осевую канавку на сопряженной детали (так часто стопорят регулировочные гайки подшипников ступицы). Но при этом затрудняется разборка, а для последующей сборки и регулировки соединения гайку придется заменить. Для стопорения регулировочных гаек большого диаметра используют специальные уголки с усиками, привинчиваемые к корпусу.