Focus
руководство по ремонту Focus
Ford Focus 3 - Мини-тест
Как менялся Ford Focus
Тест-драйв Ford Focus 3
Тест Ford Focus 3, Astra и VW Golf
Советы по обкатке нового авто
Статья об АКП
Советы по буксировке
Определение неисправности по нехарактерным шумам
Шины и мнения
Надёжная фиксация резьбовых соединений
Как хранить резиновые детали
Что такое двигатель с наддувом
Что такое трансмиссия с вариатором
Ремонт несъёмной направляющей втулки клапана
Подвески американских машин
Музей Генри Форда
История появления Ford в СССР
История масляного фильтра
Завод масляных фильтров в США
Об автомобильных красках Dopont
Focus II: для тех кто не понял
Американский и европейский Focus
О выходе Focus II
Советы покупающим б\у Focus 2
Об открытии завода во Всеволожске

О некоторых других моделях Ford
Пикапы Ford
Ford Crown Victoria
Mustang Cobra от Форда

Русско-английский автомобильный словарь

Америка в Гринфилд-Вилледж. Музей Генри Форда

   

В номере гостиницы, расположенной возле гигантского выставочного комплекса Со bo-Center в Детройте, среди наваленных на столе рекламных проспектов и листовок я нашел и такую: «А почему бы вам не использовать ваше удостоверение аккредитованного на мотор-шоу журналиста в качестве бесплатного билета в музей Генри Форда в Дирборне?»

«Да потому, что времени нету!» —мысленно ответил я, но все же, поглядывая на часы и на приводимое здесь же расписание микроавтобусов-«челноков», курсирующих между отелем Westin и музеем Генри Форда, прикинул, что два часа до званого ужина с представителями корпорации Ford у меня есть, а потому и махну-ка я быстренько в Дирборн, благо езды тут минут пятнадцать. Выбежал вниз, едва успев на последний «челнок».

«Хей, мэн, ты действительно собираешься в музей Генри Форда? — спросил меня чернокожий водитель микроавтобуса и, не дождавшись ответа, продолжил. — Вообще-то я еду туда, чтобы забрать посетителей, а не чтобы привозить новых. Или ты думаешь, что за два часа до закрытия успеешь хоть что-то увидеть? Нормальные люди ездят в Гоинфилд-Вилледж дня на два, например, на уикэнд. Но если ты решил поехать на два часа, то дело, конечно, твое, я тебя отвезу...» Когда в «информационном» закутке музея я получил несколько книжек-путеводителей и наскоро их перелистал, то быстро понял, что разговорчивый «драйвер» меня обманывал: двух дней, не то, что двух часов, конечно же, мало — тут бы за неделю уложиться!

МУЗЕЙ ОБО ВСЕМ

Когда я в свое время услышал, что под Детройтом есть музей Генри Форда, то предположил, что это в первую очередь автомобильный музей. А на самом деле это музей музеев: здесь — вся история Америки. Помимо комплекса закрытых помещений, на территории более 102 гектаров разбросаны тысячи «живых» экспонатов. Дома середины XVIII века, таверны (там и сейчас можно перекусить), деревенские лавки, ферма Файерстонов, где родился знаменитый промышленник Харви Файерстон, домик, привезенный со Среднего Запада, где провел свое детство Генри Форд, здание суда графства Логан, где в свое время выступал в качестве адвоката Авраам Линкольн, лаборатория Томаса Эдисона, прибрежная «рабская» плантация XVIII века из Мэриленда, велосипедная мастерская и дом братьев Райт, где было положено начало полетам с механическим двигателем... Голова идет кругом! Не без труда я взял себя в руки и решил, что мне надо пробежаться хотя бы по маленькой части крытого здания — вдоль экспозиции «Автомобиль в жизни Америки».

АВТОМОБИЛЬ — ЭТО ВСЕ!

О том, какое место занимает автомобиль в жизни американцев, написано сотни книг, вышла куча фильмов... Кое-какие данные мы приведем и в следующем номере Авторевю, когда подробнее расскажем о прошедшем в Детройте автосалоне, а пока в качестве иллюстрации к утверждению, что автомобиль — это все, скажем хотя бы о такой пикантной детали: более 70 процентов американцев обретают свой первый опыт сексуального общения именно в автомобилях.

Пытаясь как-то структурировать экспозицию, посвященную необъятной автомобильно-американской теме, здесь решили организовать восемь разделов: Эволюция (Evolution), Автомобиль как символ (The Саг as Symbol), Автомобильный ландшафт (Automotive Landscape), Дизайн автомобиля (Designing the Automobile), Реклама и продвижение на рынок (Advertising and Promotion), Наслаждение вождением (Driving for Fun), Смыться бы куда-нибудь (Getting Away From It All) и, наконец. Велосипеды и мотоциклы (Bicycles and Motorcycles).-

Именно этот автомобиль Duryea положил начало американской автоиндустрии. Было это сто лет назад

Помимо всего прочего, Cadillac 1912 года примечателен и тем, что на нем впервые появился электростартер в качестве стандартного оборудования

 

Переведем дух — и вперед. И сразу же натыкаемся на сюрприз. Посетителей встречает чопорная вереница самых важных машин Америки: это — автомобили президентов США. Но уже зная, что наш «историограф» Андрей Хрисанфов готовит на эту тему специальную статью для Авторевю, я, экономя драгоценные минуты, двинулся дальше.

ЭВОЛЮЦИЯ

О том, что вовсе не американцы изобрели автомобиль, знают, пожалуй, все. А вот на вопрос о том, кто же в Америке начал их промышленное производство, многие, вероятно, ответят, что сам Генри Форд, и ошибутся. Первая «промышленная партия» одинаковых автомобилей Duryea Motor Wagon была выпущена братьями Дюрэ в 1896 году, причем одинединственный уцелевший экземпляр хранится на почетном месте в этом музее. Кстати, именно это обстоятельство послужило причиной торжеств, начинающихся в США в этом году: американской автомобильной индустрии исполняется 100 лет.

А дальше по извилистой «дорожке» тесным рядком выстроились десятки машин, отражающих вехи автоиндустрии. Вот — Ford Т, ознаменовавший собой, помимо всего прочего, начало «конвейерного» производства. Вот — автомобили первого десятилетия века, произведенные фирмами Buick, Cadillac и Oldsmobile, слившихся вскоре в концерн General Motors.

Еще несколько шагов — и новый этап автоистории: в третьем десятилетии века сформировалась знаменитая «большая тройка», быстро подмявшая под себя практически всю автоиндустрию страны, — это Ford, General Motors и Chrysler.

Еще чуть вперед — и мы в предвоенных временах Великой депрессии, когда часть индустрии была переведена на военные рельсы. Тогда-то, в начале сороковых, и появился знаменитый Jeep, «автомобиль общего назначения» (General Purpose Vehicle) производства Willys-Overland Corporation, прадед нынешних моделей Cherokee и отец автомобилей Wrangler...

Приятная забава для посетителей: вдоль этой «дороги» стоят небольшие «пеньки», с помощью которых можно оставить себе на память сувенир. Делается это так. На верхнем торце пенька укреплена металлическая пластинка с рельефным изображением какого-нибудь характерного для этой части экспозиции автомобиля. В кармашке слева — листочки бумаги, а справа — цветные мелки. Кладешь бумажку на рельефную пластинку, проводишь по ней мелком — и кладешь в карман памятную картинку. У менято времени не было, но другие занимались этим с огромным удовольствием.

Теперь — годы послевоенного бума, которому местные историки отвели 20 лет — с 1945 по 1965 год. Вот уж где ностальгическое тепло согреет душу наших соотечественников! И хотя американских машин в те годы на наших дорогах было днем с огнем не сыскать, но здесь вдруг словно током прошибает. Неужто это наша машина Победа пятидесятых? А этот Ford 1949 года — ни дать ни взять наша «двадцать первая» Волга первых лет выпуска, только что без оленя на капоте. А это — не ЗИМ ли? Нет, нет, все эти машины американские, но именно эта часть экспозиции для тех, кому за тридцать, будет особенно мила, и здесь, в заокеанской Америке, вдруг всплывают в памяти картинки детства... Хочется остановиться и никуда больше не идти. Но мы пойдем.

Наступает эпоха глобализации индустрии. На американском рынке все увереннее себя чувствуют иностранные машины, и в качестве «вещественных доказательств» этого нашествия здесь стоят Volkswagen Beetle («Жук»), привнесший в сознание американцев идею, что и на маленьких автомобилях, оказывается, можно неплохо, а главное — экономично ездить, а еще — Toyota Corona 1966 года как первый знак японской угрозы национальной автоиндустрии. Тогда здорово активизировалась деятельность по созданию всевозможных совместных предприятий, а вскоре началось и строительство на территории США заводов иностранных компаний. Усилились и конкуренция, и международное сотрудничество одновременно.

АВТОМОБИЛЬ КАК СИМВОЛ

Вот уж где переплелись роскошь, изысканность и высокомерие! Еще в те времена, когда Ford Т только «ставил Америку на колеса» (этих машин было продано 15 миллионов), нашлось немало людей, которым «просто иметь машину» оказалось мало. Что ж, вполне естественно, что богатые люди довольно быстро стали относиться к автомобилю не только как к средству передвижения, но и как к средству самовыражения, а чаще — как к подтверждению своего благополучия, статуса... Хотелось чего-то этакого. И этакое, конечно, появилось.

Вот, например, сверкает хромом один из шести выпущенных (это было в 1931 году) кабриолетов Bugatti Royale Type 41. По тем временам его цена была просто оглушительной — 43 тысячи долларов (например, тот же Ford Т стоил 290 долларов). Зато каков стиль!-

Bugatti Royale Type 41. Таких кабриолетов было выпущено всего шесть, и стоила машина в 1931 году бешеные деньги — $43000

Закусочные McDonald's — непременный атрибут американских дорожных развязок. А началось все в 1960 году

 

А мощность мотора? В качестве автомобиля, ознаменовавшего начало массового увлечения «мускулистыми автомобилями» (muscle cars), в музее красуется Pontiac GTO 1965 года. Или Rolls Royce... Здесь стоит Rolls Royce модели 1926 года, на котором разъезжал Морган Второй, сын самого известного нью-йоркского промышленного магната.

ЛАНДШАФТ

Автомобиль, конечно, самая яркая из «примет времени» нашего столетия, но не менее яркие воспоминания могут вызвать и вещи, его окружающие. Таких здесь много.

Когда в начале столетия автомобилизация привела и к усилению конкуренции между нефтяными компаниями, большинство из них принялись не только расширять сферу услуг на бензозаправочных станциях, но и разрабатывать свой фирменный стиль. В музее стоит бело-зеленая станция Texaco, коих уже к тридцатому году было по стране видимо-невидимо. Ей-Богу, даже сейчас, когда в Москве (да и по всей России) как грибы после дождя растут АЗС всевозможных «бензиновых» фирм, я такой нарядной и стильной станции что-то не встречал.

Или бесчисленные закусочные, коих вдоль американских хайвеев несметное множество. Вот придорожный McDonald's; с I960 года они размножались с невероятной быстротой. А возле него припарковался Chevrolet 1959 года... Все сходится.

Закусочные эти стоят бок о бок с мотелями и кемпингами. Еще одна проблема «жизни на колесах», которая в США решена на все сто: только съедешь с хайвея — и тебя тут же окружают светящиеся призывы остановиться именно в этом мотеле. Недорого, уютно и всегда под рукой. А чаще всего, пожалуй, встречается реклама Holiday Inn — этими недорогими отелями усыпаны все дороги Америки, а потому и в музее Генри Форда есть закуток Holiday Inn.

Но не бутербродами едиными и ночлежками на ночь живы автоамериканцы. Им подавай и культурную программу, причем лучше так, чтобы из машины не нужно было выходить. С тридцатых годов в моду стали входить «автокинотеатры» (drive-in movie): останавливаешь машину носом к гигантскому экрану — и смотришь кино. Надоело — поехал дальше. Есть такой «drive-in movie» и здесь, но только, опять же, смотреть там кино про Америку на колесах времени не было.

ДИЗАЙН ПО-АМЕРИКАНСКИ

Вот уж где Америка пошла своим путем... Впрочем, представленные экспонаты (а многие из них я бы назвал образцами «экстремального дизайна») нужно видеть либо живьем, либо, по крайней мере, на фотографиях, а уж потом что-то говорить. Увы, недостаток газетного места не позволяет сегодня остановиться на этом подробнее, и я лишь скажу, что на весьма почетном месте стоит Buick Y-Job 1938 года - автомобиль, о котором волею совпадений весьма подробно рассказал Андрей Хрисанфов в прошлом же номере Авторевю.

Немало забавного и в разделе «Реклама и продвижение на рынок», причем помимо рекламы как таковой (порою чертовски остроумной), стоят здесь и машины, призванные на автосалонах притягивать внимание публики. Таков, например, «циклоп» Le Sabre, концепт-кар, представленный в 1951 году на выставке Motorama концерном

General Motors. В начале пятидесятых это был «автомобиль мечты», dream-car.

А ПОШЛИ ВЫ ВСЕ...

И все же самое сокровенное в автомобилизме — это возможность уединиться. Сесть за руль — и умотать куда-нибудь к черту, на край географии. Конечно, при условии, что там есть хоть одна бензоколонка. Здесь энтузиазму американцев равных нет: страна-то о-огромная, а автомобилей нынче там — больше, чем самих американцев.

И вот она, американская мечта — ездить самим по себе.

На «островке природы» под крышей музея отражены изменения представлений американцев об автономном автоуюте. Сначала — палатки-тенты, это было в двадцатых годах. Затем появились первые, как у нас их называют, дачи на колесах, а поамерикански — trailer. В музее есть один из таких домовприцепов, выпущенный в 1935 году, причем был он куплен самим Генри Фордом, а затем подарен авиатору Чарльзу Линдбергу, чтобы тому в перерывах между полетами было удобней путешествовать по Штатам.

А вот и эпоха шестидесятых. Глядя на этот микроавтобус Volkswagen Camper, невольно вспоминаешь о Западном побережье, «где я не был никогда». Не хватает только мелодии Doors да запашка марихуаны. И хотя музейный Volkswagen представлен как средство благопристойного семейного туризма, но именно такие микроавтобусы, разрисованные в духе «цветов жизни» частенько мелькали в кинокадрах тех лет, да и нынче их можно встретить. Они тоже разрисованные, но чаще брошены где-нибудь на задворках, как догнивающие памятники той нежно любимой многими из нас эпохи. Сменилось время, сменилась Америка. Сменились мы.

На территории музея проводятся различные «автотусовки». В очередной раз владельцы машин 30-х годов соберутся здесь 15 июня, а те, у кого автомобили постарше — 7 сентября 1996 года

 

Я посмотрел на часы и рванул к выходу, так почти ничего и не увидев. Вы спросите: «А зачем тогда взялся писать об этом?» Я отвечу: «Мне очень хочется, чтобы те из вас, кто окажется рядом и кому время и деньги это позволят, заехали бы в Дирборн, рядом с Детройтом, штат Мичиган. Даже еели вы вовсе не автофанат. Ведь каждый из нас в той или иной связи мечтал об Америке, и каждый рисовал ее себе по-своему. Но вся штука в том, что даже намотав тысячи миль за рулем по хайвеям Америки, велик шанс, улетая, с той же грустью пропеть: «Гуд-бай Америка, где я не был никогда». А здесь наверняка найдется хотя бы кусочек той самой Америки, о которой вы мечтали и которая вам так дорога. Музей-то ведь вовсс не автомобильный. Просто он был основан Генри Фордом в 1929 году и назывался тогда Институтом Эдисона.

И не повторяйте моей ошибки — двух часов вам будет мало, сюда нужно приходить, а не заглядывать».

М. ПОДОРОЖАНСКИЙ

Вот она, американская мечта —дача на колесах: сел за руль — и кати, куда глаза глядят. К тому же свобода перемещения подкреплена в Америке отличными дорогами и придорожным сервисом